|
||||||
| ||||||
|
| |||||
Экстернат Использование различных форм освоения образовательных программ с учетом потребностей и возможностей личности как условие реализации конституционного права граждан на получение общего образования
В соответствии с п. 1 статьи 10 Закона "Об образовании" "с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: очная, очно-заочная, заочная, в форме семейного образования, самообразования и экстернат".
Суть экстерната состоит в возможности получить среднее образование, не посещая школу ежедневно. Программа двух классов может быть пройдена за один год со сдачей промежуточной (декабрь) и государственной (итоговой) (май - июнь) аттестаций.
Преимущество экстерната состоит в том, что он дает возможность реализации индивидуальной образовательной траектории, освобождает время для подготовки в вуз, позволяет в более свободном режиме посещать учебное заведение, совмещать учебу в школе и работу или обучение в другом учебном заведении и пр. Обучение в экстернате может быть полностью самостоятельным, учащийся сдает только экзамены.
Главный принцип экстерната — освободить учеников от ежедневных многочасовых занятий в школе, сэкономив таким образом время, но при этом дать полноценное образование. Система образования экстерном устроена так, что за минимальный период времени учащийся получает максимальное количество информации. Мнение о том, что получаемые знания поверхностны, ошибочно. Ученик осваивает программу самостоятельно, а степень усвоения контролирует педагог. Для этого обучающийся сдает зачеты и экзамены и на основании положительных результатов государственной (итоговой) аттестации получает аттестат государственного образца.
В МОУ СОШ № 8 созданы условия для получения основного общего и среднего (полного) общего образования для тех учащихся, которые по каким-то причинам не посещают массовую школу или ранее не имели возможности ее закончить. Мы помогаем будущим художникам, музыкантам, рабочим не отстать от своих сверстников, получить среднее образование, поступить в вуз, не прекращая своей профессиональной деятельности.
В школе работают учителя, имеющие большой опыт общения с учащимися разной профессиональной направленности и разного уровня подготовки. В экстернат (10 и 11 кл.) зачисляются учащиеся, имеющие основное общее образование, окончившие 10 классов средней школы или первый курс ссузов, ПТУ, в 9 класс принимаются лица, не имеющие основного общего образования, учащиеся, не освоившие обязательный минимум образования в других школах.
Результаты анализа контингента учащихся групп экстернат: O возрастной состав:
O сразу после окончания основной школы пришли в экстернат - 4 %; год спустя - 7 %; через 2 - 5 лет - 72 %; 5 - 10 лет спустя - 17 %;
O мотивы, по которым выбран экстернат:
Лица, осваивающие общеобразовательные программы в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования приходят в экстернат для прохождения промежуточной и государственной (итоговой) аттестаций.
Во исполнение Закона "Об образовании" (п. 1 ст. 5), гарантирующего «возможность получения образования независимо от судимости, в группы экстернат зачисляются лица, имевшие судимость, освободившиеся из мест лишения свободы.
Все поступившие в экстернат учащиеся делятся на группы, для каждой из них составляется расписание.
Организация образовательного процесса осуществляется следующим образом: учащиеся посещают занятия в экстернате в среднем два - три раза в неделю, прослушивают курс лекций, принимают участие в практических работах, семинарах, выполняют и сдают домашние задания, которые возможно выполнять в индивидуальном режиме. Таким образом, учащийся-экстерн с учебным материалом знакомится в сжатые сроки в учебном заведении, а углубляется в него уже дома.
Учебный план консультаций для учащихся в форме экстерната составлен на основе Примерного учебного плана вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения, утвержденного Министерством образования РФ № 322 от 09.02.1998 г., которым предусмотрены консультации по предмету, практическая часть, зачеты, 4 часа консультаций перед экзаменом по каждому предмету. Учителями составлено тематическое планирование в соответствии с ОМСО, ведутся учебные журналы. На каждого ученика заводится зачетная ведомость, которая отражает уровень обученности учащегося. Учителями-предметниками разработаны учебно-дидактические комплексы.
Главная задача, которую ставит перед собой педагогический коллектив экстерната - это научить экстернов учиться самостоятельно. Сама по себе эта задача достаточно трудная, поэтому мы подготовили комплект заданий по всем курсам школьной программы, предлагаем учащимся график сдачи зачетов и домашних работ на весь учебный период. Учителями созданы учебные пособия, помогающие в освоении школьных дисциплин и дающие возможность успешно проходить аттестацию. Учащийся-экстерн пользуется литературой из библиотечного фонда школы.
Содержание образования базируется на изучении предметных областей в рамках образовательных стандартов, но с большой долей самостоятельности. Для этого каждый учитель составляет планирование уроков, в котором указана не только дата и тема занятия, но и представлены опорные понятия темы, список литературы для самостоятельного изучения, номера задач (§; задания; произведения (по литературе)). Такое планирование выдается каждому экстерну.
Несмотря на то что данная форма обучения существует давно (зародилась в школе № 53 в 90-е годы), накоплен опыт работы, существует немало трудностей, которые приходится преодолевать в работе с учащимися-экстернами. Среди главных можно назвать:
Подобные проблемы существуют и в подростковой среде, поэтому наряду с экстернатом в школе действует очно-заочная форма обучения, которая обеспечивает получение основного общего образования с учетом потребностей и возможностей личности учащихся второй ступени обучения. Обучение проходит в малых группах (3 - 5 человек). Это группы индивидуального обучения 5, 6, 7, 8, 9 классов. Учащиеся, остававшиеся на второй год, не посещавшие школу в течение ряда лет, так называемые «переростки», имеют возможность окончить два класса за один учебный год с прохождением промежуточной аттестации в декабре.
Контингент учащихся групп очно-заочного обучения выглядит следующим образом:
За основуучебного плана взят учебный Примерный учебный план вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения, утвержденный Министерством образования РФ № 322 от 09.02.1998 г. В учебном плане сохранены все образовательные области инвариантной части Областного базисного учебного плана.
Основой организации учебной работы по очно-заочной форме обучения является: посещение уроков в течение трех учебных дней для освоения обязательного минимума содержания образования, самостоятельная работа учащегося, групповые консультации и зачеты в течение двух учебных дней. На уроках учащиеся осваивают наиболее сложные темы, получают вопросы и задания для самостоятельной работы. Учащиеся объединяются в группы, для которых составляется график учебных занятий, итогового контроля. Учителями предметниками разработан учебно-дидактический комплекс.
Трудности, возникающие в работе с данным контингентом учащихся:
Кроме того, учащиеся не чувствуют дискомфорта из-за низких учебных навыков. Объединенные в группы, ученики развивают коммуникабельность, учатся общаться.
Следует помнить: от школы зависит многое, но далеко не все. Очная, очно-заочная форма обучения или экстернат — это лишь формы, а содержание (то есть знания) зависит от стремления учиться!
| ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |