|
||||||
| ||||||
|
| |||||
Методика работы в экстернате Освоение учебного материала по химии в условиях экстерната
руководитель методического объединения учителей естествознания, учитель химии высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 8 Центрального района города Челябинска
Образование граждан есть такое же национальное богатство государства, как золото, нефть и алмазы, находящиеся на его территории. Чем больше знаний будет у нашей молодежи, чем лучше она ими сможет пользоваться, тем, несомненно, богаче и славнее будет наше государство. В. Хлебников, директор Федерального Центра тестирования
В МОУ СОШ № 8 реализуется образование не только в форме очного образования, но и в форме очно-заочного образования и экстерната. В условиях экстерната обучается различный контингент учащихся: работающая молодежь, по каким то причинам не получившая образование; учащиеся других учебных заведений (колледжи, музыкальное и художественное училища и др) , кому необходимо время для занятий по специальности. Занятия с группой экстерната в МОУ СОШ № 8 проходят с октября по декабрь и с марта по май месяц. На химию отводится от 8 до 12 часов в параллели. Преподавание в группах экстерната ведется по программе и учебникам О.С. Габриеляна, придерживаясь единой линии, что соответствует обязательному минимуму содержания общего образования. По всем образовательным темам учащимся предлагаются пособия и задания для самоконтроля и аттестации. Для изучения материала, обобщения и систематизации значительного по объему материала даются обзорные лекции и консультации по наиболее сложным и важным проблемам. Учащиеся группы экстерната сдают зачеты. Зачетное задание состоит из теоретической части и практической части виде контрольных и самостоятельных работ. Также учащиеся получают домашние контрольные и зачетные работы. Материал зачетов разбит на блоки. Так, например, в одиннадцатом классе можно выделить три блока: «Строение атома», «Химические реакции», «Химические вещества». Учителем составлено тематическое планирование, в котором рассматриваются конкретные вопросы из этих блоков. Так, например, блок «Химические вещества» включает в себя следующие вопросы: 1. Классификация веществ. Металлы. Общие физические и химические свойства. 2. Общие способы получения металлов. 3. Коррозия металлов. 4. Электролиз. 5. Металлы главных подгрупп. 6. Металлы побочных подгрупп. 7. Неметаллы. Общая характеристика. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов. 8. Производство серной кислоты. 9. Производство чугуна и стали. 10. Строение и свойства органических и неорганических кислот. 11. Органические и неорганические основания. Учащиеся сдают теоретический материал и практические задания в виде самостоятельных и контрольных работ. Задания к контрольным работам составляются как в традиционной форме, так и в виде тестов, приближенных по форме к ЕГЭ. В задания включаются определенное число элементов знаний. Исходя из количества правильно выполненных элементов знаний, ученику выставляется отметка: · «3» - 51- 67% (9 класс); 55 -79% (11 класс) · «4» - 68 – 84% (9 класс); 80 – 94% (11 класс) · «5» - 88-100% (9 класс); 95 – 100% (11 класс). Ведется и текущий учет знаний учащихся. На каждой консультации учащиеся группы экстерната нацеливаются на достижение конкретных результатов при изучении темы. В конце изучения курса учащиеся выбирают промежуточную аттестацию ( 10 класс) или государственную (итоговую) аттестацию (9, 11 класс). Государственная (итоговая) аттестация проходит в строгом соответствии с Положением МО РФ. Перед экзаменами для учащихся проводятся консультации, на которых отрабатываются теоретические и практические задания (решение расчетных задач разных типов, выполнение лабораторных опытов). В помощь учащимся предлагается план для самостоятельного изучения тем курса. Изучение веществ 1. Название, химическое строение, общая характеристика вещества. К какому классу веществ оно относится? 2. Нахождение в природе. 3. Способы получения: в лаборатории, в промышленности. 4. Физические свойства. 5. Химические свойства. 6. Применение. 7. Генетическая связь. Характеристика химического элемента 1. Химический знак, заряд ядра атома, массовое число. 2. Строение атома: число протонов и нейтронов в ядре, число электронов, электронная формула, графическая схема строения внешнего электронного слоя. Принадлежность химического элемента к определенному электронному семейству (s-, p-, d-, f-) 3. Валентные возможности атома, высшая и низшая степени окисления. Формулы высшего оксида, соответствующего ему гидроксида, а также водородного соединения химического элемента. Краткая характеристика свойств этих соединений. 4. Состав (формула) и свойства простого вещества, образуемого химическим элементом (металл, переходный металл, неметалл, благородный газ). Важнейшие химические производства, научные основы и общие технологические принципы: 1. Краткая характеристика производств основной химической промышленности. 2. Другие отросли, где используются химические процессы (металлургия, пищевая, горнодобывающая промышленность и т.д.) 3. Краткое описание химических производств: а) применение продукта; б) сырье, принципы его выбора; в) научные основы процесса (характеристика химической реакции) и выбор оптимальных условий его проведения; г) технологическая схема и аппаратурное оформление процесса; д) научные принципы химического производства, реализованные в данном процессе; 4. Общие и частные научные принципы химического производства. Образец теста по химии.Часть А. Тестовые задания с выбором ответа.А1. Заряд ядра атома элемента 12. Назовите элемент: 1. Mg; 2. Zn; 3. P; 4. Sn. А2. Наиболее выраженный неметаллические свойства у атома: 1. Br; 2. Cl; 3. Аs; 4. F. А3. Вещество, молекула которого обладает неполярной ковалентной связью: 1. Алмаз; 2. Вода; 3. Хлор; 4. Фосфор. А4. Степень окисления серы в Na2SO3 равна : 1. +4; 2. – 2; 3. +6; 4. +1. А5. Укажите число ионов в уравнении полной электролитической диссоциации сульфата натрия: 1. 5; 2. 3; 3. 4; 4. 1. А6. Краткому ионному уравнению: Н+ + ОН- > Н2О соответствует взаимодействие следующих веществ: 1) Zn (ОН)2 + Н2SO4 ; 2) КОН + НCI ; 2) Н2SO4 + HCI ; 4) Н2 СО3 + NaOН ; А7. Приготовлено 300 г раствора с массовой долей соли 0,15. Сколько нужно соли для приготовления раствора: 1) 30г 2) 60г 3) 45г 4) 25г Часть Б. Задания со свободным ответомБ1. Напишите уравнение реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения: медь > сульфид меди (II) > оксид меди (II) > сульфат меди (II) > гидроксид меди (II) > оксид меди (II) > медь Б 2. Закончите фразу: «Крахмал и целлюлоза - это …» Б 3. Смесь кальция и оксида кальция массой 7,8 г обработали избытком воды. В результате реакции выделилось 2,8 л водорода (н.у.). Рассчитайте массовую долю кальция в смеси. Вариант контрольной работы по теме: «Металлы». 1. Каковы общие физические свойства металлов кальция и магния? Сравните их с физическими свойствами щелочных металлов. 2. Напишите уравнения реакций взаимодействия: а) магния с разбавленной серной кислотой; б) гидроксида бария с оксидом углерода (IV); в) бериллия азотом. Реакцию «в» разберите как окислительно-восстановительную: укажите степени окисления атомов, а также окислитель и восстановитель. 3. Какая масса известняка с массовой долей карбоната кальция 95% расходуется на производство гашеной извести массой 60 кг с массовой долей гидроксида кальция 86%? Вариант контрольной работы по теме: «Вещества и их свойства» 1. Приведите несколько примеров реакций из органической и неорганической химии с участием воды. 2. Составьте уравнения реакций по цепочке превращений: углерод > метан> ацетилен > оксид углерода (IV) > карбонат натрия > карбонат кальция. 3. Какое количество вещества и какой соли получается при пропускании продуктов горения 11,2 л этана (н. у.) через раствор, содержащий, 80 г гидроксида натрия? | ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |