Методика работы в экстернате

Сделать стартовой страницей.                       Добавить в "Избранное".  

О    Ф    И    Ц    И    А    Л    Ь    Н    Ы    Й       С    А    Й    Т

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 

г. Челябинска 

 

Методика работы в экстернате

  Освоение учебного материала по химии в условиях экстерната

 

Елена Викторовна Бабухина,

руководитель  методического объединения

учителей естествознания,

учитель химии высшей квалификационной категории

МОУ СОШ № 8 Центрального района

города Челябинска

 

Образование граждан есть такое же национальное

богатство государства, как золото, нефть и алмазы,

находящиеся на его территории. Чем больше знаний

будет у нашей молодежи, чем лучше она ими сможет

пользоваться, тем, несомненно, богаче и славнее будет

наше государство.

В. Хлебников,

директор Федерального Центра тестирования

 

В МОУ СОШ № 8 реализуется образование не только в форме очного образования, но и в форме очно-заочного образования и экстерната. В условиях экстерната обучается различный контингент учащихся: работающая молодежь, по каким то причинам не получившая образование; учащиеся других учебных заведений (колледжи, музыкальное и художественное училища и др) , кому необходимо время для занятий по специальности.

Занятия с группой экстерната в МОУ СОШ № 8 проходят с октября по декабрь и с марта по май месяц. На химию отводится от 8 до 12 часов в параллели.

Преподавание в группах экстерната ведется по программе и учебникам О.С. Габриеляна, придерживаясь единой линии, что соответствует обязательному минимуму содержания общего образования. По всем образовательным темам учащимся предлагаются пособия и задания для самоконтроля и аттестации.

Для изучения материала, обобщения и систематизации значительного по объему материала даются обзорные лекции и консультации по наиболее сложным и важным проблемам.

Учащиеся группы экстерната сдают зачеты. Зачетное задание состоит из теоретической части и практической части виде контрольных и самостоятельных работ. Также учащиеся получают домашние контрольные и зачетные работы.

Материал зачетов разбит на блоки. Так, например, в одиннадцатом классе можно выделить три блока: «Строение атома», «Химические реакции», «Химические вещества». Учителем составлено тематическое планирование, в котором рассматриваются конкретные вопросы из этих блоков. Так, например, блок «Химические вещества» включает в себя следующие вопросы:

1.        Классификация веществ. Металлы. Общие  физические и химические свойства.

2.        Общие способы получения металлов.

3.        Коррозия металлов.

4.        Электролиз.

5.        Металлы главных подгрупп.

6.        Металлы побочных подгрупп.

7.        Неметаллы. Общая характеристика. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов.

8.        Производство серной кислоты.

9.        Производство чугуна  и стали.

10.    Строение и свойства органических и неорганических кислот.

11.    Органические и неорганические основания.

Учащиеся сдают теоретический материал и практические задания в виде самостоятельных и контрольных работ.

Задания к контрольным работам составляются как в традиционной форме, так и в виде тестов, приближенных по форме к ЕГЭ.

В задания включаются определенное число элементов знаний. Исходя из количества правильно выполненных элементов знаний, ученику выставляется отметка:

·        «3»  -  51- 67% (9 класс);   55 -79% (11 класс)

·        «4»  -  68 – 84% (9 класс);   80 – 94%  (11 класс)

·        «5»  -  88-100% (9 класс);  95 – 100% (11 класс).

Ведется и текущий учет знаний учащихся. На каждой консультации учащиеся группы экстерната нацеливаются на достижение конкретных результатов при изучении темы. В конце изучения курса учащиеся выбирают промежуточную аттестацию ( 10 класс) или государственную (итоговую) аттестацию (9, 11 класс).            Государственная (итоговая) аттестация проходит в строгом соответствии с Положением МО РФ. Перед экзаменами для учащихся проводятся консультации, на которых отрабатываются теоретические и практические задания (решение расчетных задач разных типов, выполнение лабораторных опытов).

В помощь учащимся предлагается план для самостоятельного изучения тем курса.

Изучение веществ

1.       Название, химическое строение, общая характеристика вещества.  К  какому  классу веществ оно относится?

2.       Нахождение в природе.

3.       Способы получения:  в лаборатории, в промышленности.

4.       Физические свойства.

5.       Химические свойства.

6.       Применение.

7.       Генетическая связь.

Характеристика химического элемента

1. Химический знак,  заряд ядра атома, массовое число.

2. Строение атома: число протонов и нейтронов в ядре, число электронов, электронная формула, графическая схема строения внешнего электронного слоя. Принадлежность химического элемента к определенному электронному семейству (s-, p-, d-, f-)

3. Валентные возможности атома, высшая и низшая степени окисления. Формулы высшего оксида, соответствующего  ему гидроксида, а также  водородного соединения химического элемента. Краткая характеристика свойств этих  соединений.

4. Состав (формула) и свойства простого вещества, образуемого химическим элементом (металл, переходный металл, неметалл, благородный газ).

Важнейшие химические производства, научные основы и общие технологические принципы:

1.        Краткая характеристика производств основной химической промышленности.

2.        Другие отросли, где используются химические процессы (металлургия, пищевая, горнодобывающая промышленность и т.д.)

3.        Краткое описание химических производств:

а) применение продукта;

б) сырье, принципы его выбора;

в) научные основы процесса (характеристика химической реакции) и выбор оптимальных условий его проведения;

г) технологическая схема и аппаратурное оформление процесса;

д) научные принципы химического производства, реализованные в данном процессе;

4. Общие и частные научные принципы химического производства.

Образец теста по химии.

Часть А. Тестовые задания с выбором ответа.

А1. Заряд ядра атома элемента 12. Назовите элемент:

1. Mg;    2. Zn;    3. P;    4. Sn.

А2. Наиболее выраженный неметаллические свойства у атома:

1.      Br;   2. Cl;    3. Аs;    4. F.

А3. Вещество, молекула  которого обладает неполярной ковалентной связью:

1. Алмаз;  2. Вода;   3.  Хлор;   4. Фосфор.

А4. Степень окисления серы в Na2SO3   равна :

1. +4;  2. – 2;   3. +6;   4. +1.

А5. Укажите число ионов в уравнении полной электролитической диссоциации сульфата натрия:

1.  5;    2. 3;     3. 4;      4. 1. 

А6. Краткому ионному уравнению:  Н+  +  ОН-  > Н2О   соответствует  взаимодействие следующих веществ:

1)  Zn (ОН)2  + Н2SO4 ;                    2)  КОН + НCI ;

2) Н2SO4 + HCI ;                             4)  Н2 СО3 + NaOН ;                      

А7. Приготовлено 300 г раствора с массовой долей соли 0,15.  Сколько нужно соли для приготовления раствора:

1) 30г     2) 60г   3) 45г    4) 25г

Часть Б. Задания со свободным ответом

Б1. Напишите уравнение реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:

медь > сульфид меди (II) > оксид меди (II) > сульфат меди (II) >

гидроксид меди (II) > оксид меди (II) > медь

Б 2. Закончите фразу:  «Крахмал и целлюлоза - это …»

Б 3. Смесь кальция и оксида кальция массой 7,8 г обработали избытком воды.

В результате реакции выделилось 2,8 л  водорода (н.у.). Рассчитайте массовую долю кальция в смеси.

            Вариант контрольной работы по теме: «Металлы».

1. Каковы общие физические свойства металлов кальция и магния? Сравните их с физическими свойствами щелочных металлов.

2. Напишите уравнения реакций взаимодействия: а) магния с разбавленной серной кислотой; б) гидроксида бария с оксидом углерода (IV); в) бериллия азотом. Реакцию «в» разберите как окислительно-восстановительную: укажите степени окисления атомов, а также окислитель и восстановитель.

3. Какая масса известняка с массовой долей карбоната кальция 95% расходуется на производство гашеной извести массой 60 кг с массовой долей гидроксида кальция 86%?

Вариант контрольной работы по теме: «Вещества и их свойства»

1. Приведите несколько примеров реакций из органической и неорганической химии с участием воды.

2. Составьте уравнения реакций по цепочке превращений: углерод > метан> ацетилен > оксид углерода (IV) > карбонат натрия > карбонат кальция.

3. Какое количество вещества и какой соли получается при пропускании продуктов горения 11,2 л этана (н. у.) через раствор, содержащий, 80 г гидроксида натрия?

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»